Контент-менеджер: что нужно уметь чтобы зарабатывать от 70 000 рублей в месяц и где этому научиться
Продвинутому контент-менеджеру нужны знания и опыт из разных сфер. Специалист должен уметь многое из того, что входит в обязанности редактора, СЕО-оптимизатора, маркетолога, копирайтера. Но каждый приходит в профессию с разным бэкграундом: курсы, которые подойдут одному новичку, могут ничему не научить другого. Мы разобрались, какие навыки и знания должны быть в копилке контент-менеджера, как найти работу и сколько зарабатывают специалисты.
Содержание
Кто такой контент-менеджер
КМ отвечает за наполнение сайта, то есть за создание, публикацию, обновление и аналитику текстов. Сотрудник создает материалы самостоятельно или координирует работу копирайтеров, рерайтеров, модераторов и других специалистов, которые участвуют в процессе создания контента.
Задачи могут варьироваться в зависимости от требований работодателя и формата проекта, но они не должны выходить за пределы основных зон ответственности:
- контент-план, соответствующий выбранной стратегии;
- производство контента: контроль подрядчиков или самостоятельное создание качественных текстов;
- аналитика: определение эффективности контента и коррекция контент-плана для улучшения показателей.
Ключевыми показателями эффективности работы менеджера являются публикация постов согласно плану, повышение показателей посещаемости, увеличение средней длительности сеанса, поднятие позиции сайта в органической выдаче, вовлеченность, лиды и продажи.

Контент-менеджер – это многопрофильный специалист
Обязанности контент-менеджера сайта: должностная инструкция
Контент-менеджер занимается не только написанием и обработкой текстов для сайтов, его обязанности более разнообразны. В зависимости от задач компании КМ может брать на себя функции копирайтера, редактора, веб-мастера, интернет-маркетолога.
В должностную инструкцию КМ входят такие задачи:
- создание текстов, направленных на целевую аудиторию, включая коммерческие материалы и информационные статьи;
- подбор графического контента, создание графики с помощью редакторов;
- оптимизация статей: структурирование, добавление ключевых слов, проверка на уникальность;
- размещение и оформление информации;
- ведение групп в социальных сетях: публикация постов в соответствии с контент-планом, ответы на комментарии;
- контроль работы сайта и своевременная передача информации техническим специалистам.
Список составлен на основе анализа требований работодателей, отраженных в вакансиях на ресурсе HeadHunter.
Что должен уметь КМ интернет-магазина
От КМ интернет-магазина обычно требуется заполнение карточек товаров, работа со статьями, создание меню и добавление новых разделов, размещение баннеров. Нужно знать CMS, на которой работает ресурс, иметь понимание CSS и HTML, чтобы добавлять правильную разметку, уметь работать с биржами фриланса, создавать контент-план, разбираться в нише.
Что делает контент-менеджер аккаунта в Инстаграм
КМ публикует в Инстаграм посты и повышает активность подписчиков. Это проектная работа: один специалист может вести 3-5 аккаунтов одновременно. КМ, трудоустроенные в компанию на полную ставку, обычно занимаются не одной социальной сетью, а несколькими, блогом, онлайн-магазином.
Как стать контент-менеджером: обучение и курсы
В контент-менеджмент переходят вчерашние копирайтеры, СЕО-, СММ-специалисты, но для повышения профессионализма нужно развиваться в смежных областях. Специальное образование не требуется, хотя желательно иметь диплом гуманитарного вуза по специальности “Журналистика”, “Филология” или “PR-менеджмент”. Это обеспечит хотя бы грамотный письменный русский язык, что уже немаловажно.
Высшее образование в специфической для КМ сфере или опыт работы вне интернет-медиа может стать серьезным плюсом для специалиста. Тематическим ресурсам требуются строители, медики, юристы, бухгалтеры, которые разбираются в терминологии.
Начинающие специалисты черпают знания из личного опыта и взаимодействия с коллегами, посещения профильных мероприятий. Удаленным менеджерам остается только делать ставку на самообучение с помощью тематических ресурсов.
Хороший старт в профессии дают специализированные курсы по контент-маркетингу или контент-менеджменту. Обучение в очном или удаленном формате проводят онлайн-университеты. Слушатели узнают основы CSS и HTML, принципы работы СЕО и СММ, учатся работать в системах управления содержимым (CMS WordPress, Битрикс и др.), графических редакторах.
Можно ли пройти обучение бесплатно
Все навыки, которые нужны контент-менеджеру, можно освоить самостоятельно с нуля. В сети достаточно образовательных ресурсов, полезных блогов и кейсов гуру. Информация разрозненная, но по мере получения знаний все будет само собой раскладываться по полочкам.
Для начала можно изучить:
- книги “Управление контент-маркетингом”, “Контент-маркетинг: Новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета”, “Контент, маркетинг и рок-н-ролл”;
- блоги агентства “Текстерра”, студии Дениса Каплунова, “Идеономика”;
- сообщества в социальных сетях и каналы в Telegram: Writer Stuff, «Что почитать редактору», «Я просто текст», «Урна копирайтера», «Русский контент-маркетинг».
Другой способ изучения необходимого в работе: устроиться на стажировку, найти проект с символической оплатой, разбирать каждый возникающий в процессе вопрос с наставником или искать ответы в сети. Так можно постепенно освоить все, что должен уметь контент-менеджер.
Как составить резюме
Новичкам нужно корректировать резюме под работодателя: каждый пункт нужно сократить или расширить в соответствии с запросами компании. Важно подчеркнуть стороны, которые имеют ключевое значение для конкретной позиции. Слова стоит аргументировать цифрами и описанием реальных проектов, не опасаясь конкретики.
Получить должность КМ легче тому, кто уже работал с текстами, управлял группами в социальных сетях. Работодателю нужно увидеть портфолио, образцы вирусных публикаций, реальные результаты с цифрами (примеры повышения охвата, вовлеченности, высокие показатели продаж). Наличие сертификата о завершении профильных курсов будет плюсом.
Где искать вакансии удаленно
Если интересует трудоустройство в штат, искать вакансии можно в местных газетах объявлений, городских группах в социальных сетях, на сайтах Job, Rabota, Trud.com, Indeed, SuperJob, НН. Вакансии удаленной работы можно найти на биржах фриланса, форумах вебмастеров, СЕО-оптимизаторов, через дружеские связи и личные контакты.
Если есть возможность написать сопроводительное письмо, этим стоит воспользоваться, чтобы увеличить шансы, что резюме будут читать. Хорошее руководство по написанию сопроводительного письма: “Новые правила деловой переписки” Максима Ильяхова.
Свои услуги можно предложить напрямую руководителям интересующих проектов. Клиентами КМ являются новостные, информационные и развлекательные интернет-ресурсы, частный бизнес. Крупные компании предпочитают брать сотрудника в штат, тогда как средние и мелкие фирмы для экономии ограничиваются удаленным специалистом.
Страницы в социальных сетях выступают косвенным резюме. На странице можно рассказывать о себе, публиковать посты на профессиональную тематику.
Зарплата контент-менеджера
Зарплатные ожидания, как и требования к менеджерам, разные: от заполнения карточек товаров по шаблону до руководства командой копирайтеров и редакторов. Поэтому и зарплаты значительно варьируются.
Средняя зарплата КМ в России составляет 30 321 руб. Такие данные публикует HR-агрегатор Trud.com по результатам анализа предложений работодателей. В Москве контент-менеджер зарабатывает в среднем 52 973 руб., в Санкт-Петербурге — 65 231 руб.
Специалист рекрутингового агентства DigitalHR Ксения Чижикова говорит, что контент-менеджер получает от 70 тыс. руб., находясь в штате, СММ-менеджер или редактор блога — от 50 тыс. руб., копирайтер — от 45 тыс. руб. Столько получают опытные специалисты в более-менее известных в своей среде агентствах и студиях.
Перспективы профессии при работе на одном месте небольшие: стажер креативного отдела может вырасти до руководителя группы. На фрилансе заработок можно увеличить только наращиванием числа заказов или путем организации собственной студии.