Как разговаривать с коллекторами: советы юриста, как не стать жертвой

В России коллекторские агентства появились около 15 лет назад. Большинство заемщиков, столкнувшихся со сборщиками долгов, не знают, как с ними взаимодействовать. Наша редакция выяснила, как разговаривать с коллекторами.

Какие права имеет коллектор

Сотрудники коллекторского агентства имеют право звонить и приходить домой к должнику в случае возникновения просрочки. Цель такой встречи сводится к передаче информации относительно состояния задолженности. В процессе беседы могут затрагиваться вопросы о реструктуризации долга, других способах его погашения. Общение должно проходить в корректной форме согласно статье 4 Закона № 230-ФЗ.

Коллекторы имеют право:

  • посещать должников на дому не чаще 1 раза в неделю;
  • звонить в рабочее время в пределах нормы, указанной в законе;
  • посылать СМС-сообщения (текстовые, голосовые) в рабочее время;
  • взаимодействовать с людьми, имеющими задолженность на протяжение не более 4 месяцев;
  • обращаться в суд, который обяжет должника выплатить долг.

Последний пункт является серьезным основанием для погашения задолженности согласно постановлению суда. Иначе приставы могут самостоятельно управлять счетами, блокировать карты. Все это отрицательно повлияет на финансовую репутацию, поскольку информация по долгу перейдет в бюро кредитных историй.

Что запрещено законом

Коллектор является информатором заемщика, имеющего просрочку по кредиту. Со стороны агентств недопустимо:

  • унижать человеческое достоинство должника;
  • передавать третьим лицам информацию касательно его личных данных;
  • применять физическое воздействие;
  • наносить ущерб имуществу.

Запрет на взыскание со стороны подобных компаний устанавливается на определенную категорию граждан:

  • инвалиды 1 группы;
  • недееспособные граждане;
  • лица, не достигшие совершеннолетия;
  • банкроты, объявленные судом.

Согласно законодательству гражданин с непогашенной задолженностью имеет право ограничить общение с агентом. Процедура отказа должна быть оформлена документально. Заявление нужно отправить по почте заказным письмом.

Как правильно разговаривать с коллектором по телефону: советы юриста

Первое взаимодействие с коллектором начинается с телефонного звонка. Если он «выбивает» долг незаконными методами, значит, ему невыгодно подавать в суд. В данном случае нужно постараться достичь взаимопонимания с собеседником. Нужно разговаривать с коллекторами. Неконструктивным поведением считается избегание общения, изменение номера телефона и его блокировка. При беседе важно обратить внимание на тон голоса и корректность высказываний. Юристы советуют в процессе разговора придерживаться таких рекомендаций:

  • включить диктофон (если звонок произведен с неизвестного номера – попросить вторично перезвонить и включить запись);
  • просьба озвучить полное имя и название организации (при отказе можно не разговаривать с ними);
  • разговор осуществляется в спокойном тоне без криков, жалоб и угроз;
  • в процессе беседы должнику желательно избегать виноватого тона (в обратном случае давление усилится).

При навязчивых звонках по несколько раз в сутки, включая ночное время, можно обращаться в правоохранительные органы. Эта рекомендация прежде всего касается случаев, при которых взыскатель доходит до угроз и использует нецензурную лексику.

Сотрудники подобных организаций должны вести себя строго по инструкции. При неправомерных действиях с них взимаются штрафы согласно статьям 128.1 и 163 УК РФ – «Клевета», «Вымогательство».

Согласно закону, коллекторские фирмы не должны звонить родственникам, знакомым и на работу. Взыскатели не имеют права рассказывать о размере задолженности и передавать информацию о «подопечном» третьим лицам.

Исключением может быть поручительство или смерть заемщика. В таком случае долг переходит его наследнику.

 

Правила общения с коллекторами
Основные правила общения с коллекторами

Как разговаривать, если пришли домой

При посещении заемщика на дому представитель агентства обязан указать свое полное имя, должность и название организации. В процессе разговора он не должен повышать тон, осуществлять физическое воздействие.

Сотрудники коллекторских агентств по закону осуществляют выездные мероприятия не более одного раза в неделю. При частых визитах можно смело обращаться в правоохранительные органы.

Правила поведения при визите нежданных посетителей сводятся к следующему:

  • включение видеонаблюдения;
  • общение в присутствии свидетелей;
  • разговор на нейтральной территории (работники подобных инстанций не имеют права проникать в жилище без разрешения хозяев);
  • прерывание беседы в случае психологического давления;
  • ознакомление только с нотариально заверенными корпиями документов;
  • честное изложение своих намерений.

Работник коллекторского агентства будет выжимать долг «по максимуму». Заемщик должен четко озвучить сумму, которую готов выплатить к определенному числу и не изменять своего решения.

Оптимальный выход из сложной ситуации – письменное официальное уведомление на адрес организации о готовности выполнения долговых обязательств. После этого любые нападки со стороны сотрудников агентства будут считаться незаконными.

Как общаться с коллекторами в случае неправомерных действий и угроз

При общении с представителями подобных организаций необходимо проявлять бдительность. Нередко под маской коллекторов скрываются обычные мошенники, которые проявляют физическое насилие и психологическое воздействие на незаконном основании.

При возникновении проблемы граждане должны придерживаться таких рекомендаций:

  • не отвечать коллекторам на угрозы и вымогательство, обращаться в полицию;
  • при отказе назвать имя и структуру позвонить в банк и уточнить название агентства;
  • в случае проявления агрессии производить видеосъемку в присутствии свидетелей.

Невыполнение долговых обязательств перед банком не является уголовным преступлением. Задолженность нужно выплачивать в правовом порядке, а не под давлением неизвестных лиц.

Что говорить, если ничего не должен

Бывают случаи, когда вымогатели применяют агрессивные действия по отношению к коллегам и близким людям должника. В такой ситуации следует:

  • снять визитера на камеру или записать разговор на диктофон;
  • избегать провокационных вопросов;
  • вызвать полицию.

После сбора доказательств о нарушении личных границ можно обратиться в Роспотребнадзор, правоохранительные органы с жалобой о давлении со стороны взыскателей. Если проблема не решается – можно обратиться к адвокату, который даст профессиональную консультацию по этому вопросу. В результате таких действий нарушители обычно прекращают преследование и досаждение несуществующими долгами.

В случае продажи долга коллекторам не стоит паниковать. В первую очередь нужно убедиться в правдивости информации, ознакомившись с соответствующей документацией. Следующий шаг – узнать о сумме долга у банковской организации. Только после этого можно переходить к конструктивному диалогу с коллекторскими компаниями в рамках правового поля.

Как зарабатывают на сайтах 4 миллиона рублей в месяц

Похожие статьи
Оставить отзыв
Наверх