Веб-аналитика: особенности профессии, доход, обучение

Разработка рекомендаций для увеличения количества регистраций, посещаемости, повышения уровня продаж является главной задачей веб-аналитики. Эта перспективная профессия понравится тем, кто интересуется IT и имеет аналитический склад ума.

Зачем нужна веб-аналитика сайта?

Веб-аналитика позволяет получить и провести анализ данных сайта для улучшения показателей и оптимизации слабых сторон. Это необходимо, чтобы не тратить рекламный бюджет впустую, а планомерно увеличивать доходность бизнеса.

Основатель онлайн-школы английского языка Lingua Airlines Сергей Фомин говорит, что можно сделать пять улучшений на сайте и получить положительный результат. Но без профессиональной веб-аналитики не узнать, что именно привело к успеху.
Системы
Все системы управления сайтом тесно связаны с собой, поэтому проводить анализ нужно комплексно

Основные инструменты веб-аналитики

Существует очень много систем веб-аналитики, но для русскоязычного сектора в 90 % случаев достаточно функционала Яндекс.Метрики и Google Analytics. Специализированный софт может понадобиться только для очень специфических сфер бизнеса и задач.

Инструменты
Основных инструментов 7, но на практике их может быть намного больше

Настройка веб-аналитики

Перед началом работы над проектом нужно четко определиться с целями и поставить вопросы: почему снизились продажи, как увеличить средний чек. Предполагая, что могло стать причиной, следует сформировать четкие гипотезы. Каждую гипотезу нужно проверить. В аналитике нет прямых ответов, но много данных, которые можно интерпретировать.

Благодаря качественной настройке можно добиться многих целей: например, увеличить прибыль интернет-магазина. Данил Карадков, руководитель агентства TurboWeb, рассказывает, как это сделать:

Выводы, сделанные на основании статистики и собранных цифр, будут приблизительными. Уточнить отдельные моменты можно только с помощью тестирования. Следующий шаг — оптимизация. На этом этапе специалист решает, как улучшить сайт или рекламные кампании, необходимо ли выделить больше бюджета на отдельные каналы трафика и т.д.

В чем заключается профессия веб-аналитика

Веб-аналитик занимается оценкой данных, собираемых софтом в автоматическом режиме. Например, Google Analytics запоминает более пяти сотен параметров. Для решения определенной задачи нужно анализировать и интерпретировать только некоторые из них. Результат работы профессионала — конкретные рекомендации, которые решат проблемы бизнеса.

Сотрудник Semantica объясняет, чем занимается специалист в этом направлении:

Аналитики занимаются исследовательской и аналитической деятельностью, планированием, взаимодействуют с подрядчиками. В рамках аналитической деятельности нужно уметь устанавливать и настраивать инструменты, автоматизировать процессы, проводить тестирования, собирать отчетность; исследовательской — прогнозировать развитие целевых показателей, разрабатывать инструментарий исследований, анализировать результаты.

Кроме того, специалист по web-аналитике принимает участие в разработке маркетинговой стратегии, оценивает эффективность интернет-маркетинга. Сотрудник должен активно взаимодействовать с подрядчиками (заказчиками, веб-мастерами) и грамотно готовить технические задания.

Обязанности веб-аналитика

В описании вакансий чаще всего значатся такие обязанности веб-аналитика:

  • установка кода и настройка инструментов веб-аналитики;
  • поиск, подключение и проверка новых аналитических сервисов, которые соответствуют потребностям бизнеса;
  • проведение сплит-тестирования (метод, использующийся для оценки и управления эффективностью сайта);
  • работа с аналитикой для мобильных приложений;
  • сбор отчетности, написание заключений и предложений для улучшения показателей;
  • интеграция аналитических систем и данных из CRM;
  • помощь в создании и корректировке рекламной кампании;
  • опыт взаимодействия с системами управления контентом (Joomla, Битрикс, WordPress, UMI.CMS);
  • написание скриптов на jQuery, Javascript, РНР, знание HTML;
  • применение  софта для создания автоматической отчетности: SuperMetrics, Analytics Canvas, Next Analytics.
Часто размещаются вакансии с должностью по совместительству: таргетолог, UX-дизайнер, SMM-специалист. Круг обязанностей в таком случае расширяется.

Есть особые требования, обусловленные спецификой деятельности компании. Специалист должен понимать, кто является целевой аудиторией, как люди используют продукт и какие задачи решают. Плюсом будет знание английского языка.

Консультирование по веб-аналитике

Некоторым компаниям не нужен штатный сотрудник. Настроить сервисы аналитики с нуля или откорректировать их работу, интерпретировать данные и запросить индивидуальные аналитические решения можно в рамках консалтинга. Веб-аналитик может проводить личные встречи, онлайн-консультации по видеосвязи. Некоторые специалисты проводят единоразовые консультации, другие — предлагают поддержку по абонементу.

Как стать веб-аналитиком?

Освоить профессию самостоятельно довольно сложно. Изучить теорию и получить практические навыки можно на курсах веб-аналитики. По завершению базовой программы начинающий сможет провести аудит сайта.

Ярослав Еременко в рамках онлайн-вебинара рассказывает о роли веб-аналитика в Интернет-маркетинге:

Важно постоянно получать опыт. Стоит посещать тематические  конференции (GoAnalytics, iMetrics). На таких мероприятиях профессионалы раскрывают кейсы и рассказывают о своем практическом опыте.

Профессионализм веб-аналитика подтверждают дипломы Яндекс.Метрика и Google Analytics.

Работодатели охотнее берут кандидатов с высшим техническим образованием. Особенно ценятся выпускники МГТУ им. Баумана, МФТИ, МГУ. В некоторые компании могут устроиться студенты старших курсов (на условиях частичной занятости).

Курсы веб-аналитики

Курсы для начинающих предлагают все крупные онлайн-университеты (MyAcademy, Нетология, Skillbox). В крупных городах можно пройти обучение очно, по всей России — дистанционно. Курсы длятся от нескольких дней до 3-6 месяцев. Стоимость сильно варьируется — 10-25 тыс. руб.

При выборе программы нужно обратить внимание на следующее:

  • преподаватели (обучение должны вести практики, трудоустроенные в крупных компаниях);
  • модули (после окончания курса слушатель должен быть достаточно квалифицированным для получения сертификата Google Analytics Individual Qualification);
  • практическая часть (чем больше практики, тем лучше);
  • проверяемые домашние задания и возможность получить консультацию в индивидуальном порядке;
  • сертификат (не все работодатели обращают внимание на наличие диплома, но это желательно).

Университеты и крупные тематические онлайн-ресурсы иногда анонсируют бесплатные курсы. Такой вариант подходит для начинающих — во время бесплатного обучения можно получить основу, но практический опыт лучше нарабатывать под руководством профессионала.

Трудоустройство и зарплата

Доход аналитика зависит от количества проектов. Имеет значение статус клиентов, профессионализм веб-аналитика, умение решать поставленные задачи. Квалифицированные специалисты получают от 2 тыс. долларов (126 530 руб.) за один проект.

По данным HeadHunter, больше всего вакансий рассчитаны на сотрудников с опытом работы от 1-го до 3-х лет. Аналитиков с опытом от 4-х лет на рынке очень мало.

Согласно статистике HR-портала Superjob, зарплата аналитика уровня junior составляет 40 000-50 000 руб, middle — 50 000-75 000 руб., senior — 75 000-120 000 руб., lead — 120 000-150 000 руб. В Москве зарплат ниже 45 000 руб. практически не предлагают. Оклады в агентствах выше средних по рынку: от 70 000 до 170 000 руб.

На Indeed.com открыто более 600 вакансий на должность веб-аналитика, на HH опубликовано 734 предложения, на Superjob — 99, большинство из них — в Москве.
Вакансии
Для соискателя выбор вакансий с конкурентоспособной зарплатой достаточно большой

Где и как найти работу веб-аналитикам?

На фрилансе аналитика слабо востребована. Поэтому свои услуги желательно предлагать в комплексе с другими, например, настройкой контекстной рекламы.  Резюме можно напрямую рассылать потенциальным клиентам: интернет-магазинам, развлекательным ресурсам, информационным порталам.

Клиенты часто ищут веб-аналитиков на биржах фриланса и крупных HR-порталах. А специалист со знанием английского может искать вакансии не только в России, но и за рубежом.

Поддерживать квалификацию аналитику позволят онлайн-курсы и конференции, общение с коллегами на тематических форумах и онлайн-площадках, чтение профессиональной литературы, развитие смежных навыков.

Качественная web-аналитика: цена и сроки настройки

В услугу настройки аналитики входит следующее:

  • формирование задачи (какие метрики отслеживать, какие цели преследует бизнес);
  • сбор и обработка данных (выбор инструментов для достижения поставленной цели);
  • визуализация (создание отчетов: количество продаж, трафика из разных источников, разница в трафике с мобильных устройств и ПК, поведение пользователей и другие метрики).

Усредненная цена (на основании данных из открытых прайсов маркетинговых интернет-агентств):

  • аналитическая поддержка — от 40 тыс. руб.\мес.;
  • аналитический аудит ресурса — от 25 тыс. руб.\шт.;
  • анализ эффективности рекламной кампании — то 35 тыс. руб.\шт.;
  • комплексная web-аналитика — от 70 тыс. руб.\мес.;
  • консультации и обучение — от 3 тыс. руб.\час.

Вместе с веб-аналитиками в агентствах над проектами работают веб-мастера, специалисты по контролю качества и контекстной рекламе, таргетологи.

Сроки выполнения задач зависят от специфики и масштаба бизнеса, объема работ, требований клиента. Некоторые заказчики предпочитают не давать полный доступ к своим сайтам третьим лицам. В таком случае сотрудники агентства могут подготовить техническое задание для веб-мастеров клиента. Сроки при этом растягиваются.

Карьерный рост веб-аналитика может заключаться в освоении смежных специальностей и наработке опыта. Вертикальное направление предполагает переход от начального уровня к продвинутому вплоть до должности руководителя отдела.

Похожие статьи
Оставить отзыв
Наверх