Теперь можно сидеть в соцсетях за деньги: обучение профессии SMM-менеджера

Профессия специалиста по SMM (расшифровывается как social media marketing, или маркетинг в соцсетях) — одна из самых быстро набирающих популярность в интернете в последние годы. И до сих пор работодатели по-разному определяют, кто такой SMM-менеджер в компании и чем он должен заниматься. Редакция разобралась, в чем заключается работа, как стать SMMщиком с нуля и сколько платят таким специалистам.

Задачи SMM-менеджера

SMM-специалист занимается ведением личных или бизнес-аккаунтов в социальных сетях, привлекает аудиторию и конвертирует ее в покупателей. Обязанности SMM-менеджера очень широкие: хороший специалист должен быть одновременно маркетологом, копирайтером, контент-менеджером, организатором мероприятий, разбираться в верстке, аналитике и программировании, уметь пользоваться графическими редакторами, а в отдельных случаях — и программами по обработке видео.

Дамир Халилов рассказывает, с чего нужно начинать продвижение в социальных сетях:

Должностная инструкция SMMщика включает такие пункты:

  • формирование стратегии продвижения аккаунта\сайта;
  • планирование рекламной кампании;
  • настройку всех необходимых функций приложения для рассылки;
  • отслеживание мнения о качестве услуг или товаров бренда, работа с проблемными клиентами;
  • создание и публикация качественного контента;
  • анализ активности конкурентов.

Менеджер по продвижению в социальных сетях может работать как удаленно, так и в офисе 5\2. Один специалист может вести сразу несколько разных аккаунтов, поэтому многие профессионалы выбирают фриланс.

Как выбрать лучшие курсы SMM?

В университетах менеджменту учат, но работе с социальными сетями — нет. Введение SMM в вузах практически невозможно: интернет-маркетинг настолько динамичен, что авторы дополняют и частично переделывают занятия 2-3 раза в год, оставляя только актуальную информацию, а в случае с государственными образовательными программами такой возможности нет.

Для новичков это значит, что можно быстро получить востребованную профессию. Весь путь от полного незнания SMM до трудоустройства занимает всего несколько месяцев.

Есть платные и бесплатные курсы SMM. Обучаясь на платных курсах, можно быстро получить результат, сделать несколько кейсов и найти первых заказчиков. Домашние задания проверяют профессионалы, можно получить консультацию по конкретному вопросу, по окончанию программы выдается диплом. Единственный минус — это дорого.

Виктория Белякова рассказывает о трудоустройстве, зарплатах и обучении SMM-специалистов:

На бесплатных курсах можно получить структурированные базовые знания, иногда по окончанию обучения даже выдают сертификат. Но часто студентам дают поверхностную информацию, а за полную версию нужно доплачивать.

Курсы SMM в Москве

В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах есть очные программы обучения. Ключевые преимущества очных курсов:

  • полное погружение в тему;
  • попадание в среду единомышленников;
  • возможность получения моментальной обратной связи.

Это менее гибкий формат, но очное обучение обладает незаменимыми преимуществами.

SMM-обучение бесплатно онлайн

Бесплатные курсы — это обычно теоретическое обучение (лекции, вебинары) без домашних заданий. Но маркетинг — это практическая дисциплина с творческой составляющей, поэтому важно не понимание тем, а умение применять знания. Без практики не получится определить свой уровень, так что бесплатные курсы хороши для поверхностного ознакомления с профессией.

МООК (массовые открытые онлайн-курсы) иногда проводятся в онлайн-университетах. Это частично бесплатное обучение. Вся теория дается бесплатно, но за проверку практических заданий и диплом нужно заплатить.

Блогер Владимир Казаков делится рекомендациями по выбору курсов:

Платные онлайн-курсы SMM

Платные курсы могут быть авторскими, также обучающие программы разрабатывают частные компании и онлайн-университеты (Нетология, Skillbox). В обоих случаях нужно обратить внимание на следующее:

  1. Программа, список тем и навыков, которые приобретет студент.
  2. Проверяемые домашние задания (обязательно).
  3. Бесплатные материалы. Особенно важно для авторских курсов: если автор больше говорит о себе и предлагает раскрыть все секреты за деньги, то вряд ли это обучение принесет пользу.
  4. Личные консультации.
  5. Компетенция преподавателя, уровень компании или университета. Стоит оценить репутацию, количество отзывов, портфолио, значимость на рынке.

Выбирая авторские курсы, нужно обращать внимание на портфолио. Если у специалиста есть работы высокого уровня, крупные клиенты, о нем писали СМИ, то опыт такого SMMщика имеет ценность. Если нет, то покупать курс не стоит — смысла обучаться у посредственного SMM-менеджера нет.

Курс
Многие курсы дают возможность работать в процессе обучения над своим проектом

Курсы онлайн-университетов дороже авторских, их ведут несколько человек (узкие специалисты в разных областях), а дипломы могут котироваться будущими работодателями. Есть недостаток: из-за большого количества учеников преподаватели не могут уделить внимание каждому по отдельности.

Как стать SMM-менеджером с нуля?

Для первого знакомства с маркетингом в социальных сетях лучше всего читать статьи и кейсы, которые публикуют профи: опытные специалисты, тренера, основатели школ удалённых профессий, реальные предприниматели. На реальных примерах станет понятно, чем занимаются SMM-менеджеры, с какими трудностями сталкиваются, сколько времени и сил требует работа.

Фрилансер Алёна Габдульмулинова рассказывает, как стать специалистом по продвижению в соцсетях:

У социальных сетей тоже есть собственные мануалы для СММщиков. В официальных документах можно найти пошаговые инструкции о том, как создавать и администрировать паблики, настраивать рекламу, использовать инструменты аналитики и продвижения.

Навык хорошего письма — это то, с чего нужно начать, учитывая, что ему вполне можно научиться самостоятельно. Литература в помощь: “Пиши, сокращай”, Ильяхов М. Сарычева Л. Остальное — только практика. Сначала стоит браться за небольшие проекты, а по мере развития навыков переходить к более серьезным заказам.

Изучение инструментов продвижения в социальных сетях

Знание современных инструментов SMM — must have любого стоящего специалиста. Минимальный список:

  1. Контент-маркетинг. Качество контента определяет эффективность других инструментов.
  2. Коммьюнити-менеджмент (управление сообществом).
  3. Работа с блогерами, кросс-промо (обмен рекламой с партнерами, у которых похожая аудитория).
  4. Органическая реклама (включая составление объявлений, размещение, поиск площадок для рекламы).
  5. Конкурсы при привлечения внимания к бренду.
  6. Хэштэги. Сейчас хэштэги хорошо работают не только в Twitter, но и Вконтакте, Instagram, Facebook.
  7. Таргетированная рассылка в социальных сетях.
  8. Видеотрансляции — самый быстроразвивающийся вид контента.
  9. Поисковая оптимизация внутри соцсетей.

SMM-менеджер должен знать основы веб-аналитики, теории коммуникаций, принцип работы таргетированной рекламы в соцсетях, на базовом уровне владеть графическими редакторами и Excel.

Сейчас предлагается много вебинаров и мастер-классов в формате «SMM для чайников», в рамках которых за одно занятие рассматриваются основные нюансы направления. Они могут быть полезными, особенно для новичков, но полноценного обучения и практику все равно не заменят.

Пример такого видео:

Многие школы предлагают комплексное обучение, позволяющее развиваться всесторонне. Например, "Икра" делает акцент на креативном подходе к освоению удалённых профессий.

Есть множество удобных программ для планирования публикаций, сбора аудитории, анализа упоминаний и других действий. Умение ими пользоваться значительно упростит работу SMM-специалиста.

Портфолио и резюме SMM-менеджера

Новичок может работать бесплатно, чтобы получить реальный проект для портфолио и бесценный опыт. Другой способ — разработать SMM-стратегию для любой компании, примеры креативов, майнд-карту аудиторий. Проект не будет реализован, но его оценят клиенты, которые будут рассматривать возможность работы с начинающим специалистов.

Школа
Преподаватели Upgrade School предлагают начинающим специалистам два варианта: работы на фрилансе и основание собственной студии

Обязательно понадобится резюме. Советы по составлению для SMM-менеджера не отличаются от стандартных. Достаточно лаконично описать релевантный опыт, достижения на прошлой работе, перечислить ключевые навыки.

Стоит адаптировать резюме под каждую вакансию (это долго, но увеличивает шанс получить приглашение на собеседование) и указывать опыт работы до digital — возможно, бывший бухгалтер или логист нужен проекту, чтобы создавать контент, основанный на реальном опыте.

Первую работу можно найти в открытых базах вакансий, в группах в социальных сетях, на фриланс-биржах (в том числе и зарубежных, но это для профи с хорошим знанием английского языка).

Зарплата SMM-специалиста

Согласно данным портала поиска работы Trud.com, зарабатывает SMM-специалист в России в среднем 40 000 руб. в месяц. HeadHunter приводит примерно такие же усредненные цифры. Анализ вакансий, размещенных на HR-портале, показал, что СММ-менеджерам компании готовы платить от 60 000 до 100 000 руб. Такие предложения можно найти в Москве. Обычно это офисная работа 5\2.

Зарплаты SMMщиков-фрилансеров не так ограничены — один специалист может вести несколько аккаунтов одновременно. Начинающие специалисты ведут социальные сети за 5-6 тыс. руб. в месяц, профи — от 20-40 тыс. руб. Без ущерба качеству можно одновременно заниматься тремя проектами (некоторые специалисты могут и больше — это зависит от навыков, опыта, требований работодателя), то есть зарабатывать за месяц от 15 тыс. до 120 тыс. руб.

Рынок digital еще не сформирован окончательно и ситуация быстро меняется, но конкуренция между SMM-специалистами уже очень высокая. Чтобы оставаться на плаву, новичку (и опытному менеджеру тоже) нужно постоянно учиться и быть в курсе всех новинок.

Похожие статьи
Оставить отзыв
Наверх