Продукт-менеджер: кто это, чем занимается, сколько можно заработать
Профессия Product manager появилась на рынке относительно недавно. Еще лет пять назад задачи, возложенные на специалистов данного направления, выполняли несколько человек: дизайнер, тестировщик, маркетолог, разработчик, а их работу контролировал руководитель проекта. Сейчас без продукт-менеджера не может существовать большинство стартапов и бизнесов в сфере IT.
Содержание
Кто такой продукт-менеджер
Менеджер по продукту отвечает за создание новых услуг и товаров, ассортиментную политику, анализ рынка, продвижение, ценообразование, формирование требований к продукту. В обязанности такого специалиста входит активное взаимодействие с технической поддержкой, маркетингом, продажами, производством.
Продукт-менеджер сам разрабатывает идею, обосновывает выгоду для компании, организовывает и контролирует работу над проектом. Это тот, кто двигает бизнес вперед.
Как переводится Product owner, Product manager junior, Product manager и в чем разница
В крупных компаниях с большим количеством стратегических подразделений и должностей возникает путаница в понимании ролей и функциональных обязанностей сотрудников. Особенно часто такая путаница случается в случае менеджера продукта (перевод англ. product manager) и владельца продукта (product owner).
Product owner управляет проектом и набором проектов для создания конкретного товара или услуги. Этот специалист работает с командой, имеет минимальные технические навыки и понимание всех этапов от разработки до UI\UX, взаимодействует с потребителями (от тестирования до обратной связи и поддержки), контролирует бюджет. При этом Product owner — это не руководитель проекта, хотя в отдельных случаях должности могут совмещаться.
Product manager работает с рынком, анализирует потребности клиентов, наличие конкурентов, отвечает за направление развития продукта, определяет ценовую и ассортиментную политику — в этом разница. Основная задача этого специалиста — сделать продукт успешным и обеспечить возврат инвестиций.
Менеджер продукта может быть junior, middle или senior. Эти позиции не имеют ничего общего с возрастом сотрудника. Джуниоры неопытны, работают с понятными исходными данными (известна аудитория, ее проблемы, заданы границы ответственности) внутри команды. Мидлы балансируют внутреннюю и внешнюю направленность. Сеньор развивает отношения с другими командами, расширяет границы своего круга, следит за рынком, разрабатывает стратегию.

Менеджер продукта должен быть амбициозным и коммуникабельным
Обязанности и должностная инструкция менеджера по продукту
Продукт-менеджер пересекается по функционалу с другими специалистами, работающими над проектом. Должностная инструкция сотрудника обычно включает такие пункты:
- Анализ потребностей клиентов, исследование рынка.
- Выбор технического решения совместно с разработчиками.
- Просчет экономики продукта и определение рентабельности.
- Отбор специалистов в команду, постановка задач и контроль выполнения.
- Взаимодействие с партнерами и вендорами (компаниями, производящими продукты под собственным брендом).
- Сопровождение продукта после внедрения, развитие и усовершенствование.
Таким специалистом может стать инженер, руководитель проекта, тимлид (ведущий разработчик), в редких случаях маркетолог.

Product manager занимает важное место в структуре организации
Менеджер продукта: обучение и курсы
Должность Product manager может занять выпускник вуза с дипломом по созданию программных продуктов, информационным системам, рекламе, торговому бизнесу. Но управление продуктом предполагает приобретение компетенций в маркетинге, разработке, управлении командой и проектами. Нужно понимать жизненный цикл продукта, потребности, которые он удовлетворяет, понимать целевую аудиторию, технологии, которые будут задействованы в создании продукта.
В российских вузах уже появились программы подготовки продукт-менеджеров. Например, Санкт-Петербургский политех реализует программу бакалавриата “Технология разработки и сопровождения качественного программного продукта”, Московский государственный университет путей сообщения — “Проектное управление в инновационной сфере”, МГТУ им. Баумана — “Управление инвестициями наукоемких предприятий”.
Чтобы начать работать менеджером продукта, достаточно пройти курсы. Слушатели — специалисты, которые уже являются частью продуктовой команды, и хотят повысить свой уровень, люди, чья работа не связана с IT, студенты, цель которых — стать хотя бы помощником продакта.
Программа для Product manager должна включать изучение customer development (тестирование на потенциальных потребителях), юнит-экономики (метод экономического моделирования для определения прибыльности), product marketing, формирование гипотез с помощью А\В-тестов и продуктовую аналитику.
Дополнительные полезные модули, которые встречаются в некоторых программах обучения:
- создание портретов пользователей и Jobs-To-Be-Done (метод использования портретов);
- онбординг (обучение пользователя, процесс знакомства с продуктом);
- методологии Scrum, Agile;
- система организации производства канбан, работа с командой;
- маркетинговые коммуникации;
- PR цифровых продуктов.
При выборе курса нужно обратить внимание на опыт преподавателей и их умение раскрывать кейсы из своей области. Желательно, чтобы была возможность задавать вопросы взаимодействовать с кураторами.
Учеба онлайн (“Нетология”, Geekbrain, Skillbox, авторские курсы экспертов, крупных IT-компаний) больше подходит тем, у кого уже есть опыт руководства и работы над продуктом на одной из должностей. Новичкам лучше выбирать очные курсы. Особенно это важно, если в программе есть модуль по развитию soft skills для управления командой.
Наталья Гараханова, ведущий продюсер “Нетологии”, говорит, что преобладающее количество работающих менеджеров по продукту перешли в эту сферу из пограничных профессий. У каждого есть слабые стороны, нуждающиеся в развитии: аналитикам нужно обращать больше внимания на то, чтобы продукт был понятен пользователю, маркетологам необходимо приобретать технические навыки, а дизайнерам учить бизнес-моделирование и финансы.
Как правильно составить резюме
Резюме создается под конкретную цель поиска и соответствует требованиям из вакансий по аналогичным позициям. Нужно помнить, что основные точки притяжения — достижения. Стоит привести конкретные примеры с результатами в цифрах. Новичкам без опыта работы в данной сфере лучше сделать упор на образование.
Где искать вакансии
Проще всего найти работу специалистам, которые уже работают над каким-либо проектом. В таком случае до должности product manager можно просто дорасти. Тем, кто переквалифицировался из другой профессии, прошел обучение и готов работать, немного сложнее — нужно искать вакансии junior или устраиваться хотя бы помощником продакта, чтобы увидеть все изнутри.
Генеральный директор сервиса “Помогатель.ру” Михаил Сорокин говорит, что без опыта в компанию можно устроиться консультантом контактного центра. При должном усердии специалист может дорасти до руководителя и потом стать продактом.
Вакансии можно искать на открытых сайтах-агрегаторах (HeadHunter, SuperJob, Trud, Indeed), в социальных сетях Вконтакте, Facebook, LinkedIn (по хэштэгам, в городских или специализированных сообществах), на специализированных форумах и биржах фриланса.
Сколько можно заработать на продуктовой аналитике
По информации HeadHunter, зарплата в преобладающем большинстве вакансий на должность превышает 90 тыс. руб. в месяц.
Мария Епифанова, руководитель отделения кадрового холдинга “Анкор”, рассказывает, что продакт-менеджер с опытом работы от двух лет может получать фиксированную часть 130-150 тыс. руб. в месяц и бонусы за индивидуальные достижения.
Представители отрасли положительно оценивают перспективы профессии. Продуктовый менеджмент будет развиваться дальше не только в IT, но и в других отраслях. Высококлассный Product manager из России может продолжить профессиональную деятельность в западных странах.