Топ-менеджер с творческой жилкой: работа арт-директором

Лет 30 назад арт-директоров называли художественными руководителями. Такие специалисты отвечали как за художественную организацию мероприятий или выступлений, так и занимались организационными вопросами. Сегодня требования к креативным директорам повысились. Устроиться на работу арт-директором можно только с высшим образованием и опытом в профессии.

Профессия: арт-директор

Проведенный несколько лет назад эксперимент показал, что люди способны запомнить более двух с половиной тысяч изображений с точностью воспроизведения 90 %, несмотря на то что смотрели на картинки всего в течение 10 секунд. Даже год спустя точность воспроизведения оставалась высокой, достигая 63 %. Об этом пишет биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга».

Креативный бизнес основан на визуальном сообщении. Таким компаниям, как дизайн-студии, рекламные и digital-агентства, нужен арт-директор, который был бы посредником между клиентом, потребителем и творческим коллективом.

Работа связана с визуальным восприятием и креативным воплощением идей, но современный худрук — это не дизайнер и не художник, но хороший организатор и руководитель, творческий человек, психолог, оптимизатор процессов. Это подтверждает Мердан Агаев, дизайн-директор электронной коммерции компании «Афиша.Рамблер». Он считает, что на такой должности необязательно уметь рисовать, зато необходимо постоянно находить способы привлечь внимание пользователя.

Мнение Артемия Лебедева о том, кто такой арт-директор:

Должностные обязанности

Людвиг Быстроновский, один из арт-директоров студии Артемия Лебедева, рассказывает, что креативный директор общается с заказчиком, дает задания команде и отвечает за концепцию продукта. В коллективе он выступает менеджером, дизайнером и идейным вдохновителем в одном лице.

В издательстве такой специалист заказывает иллюстрации, контролирует верстку, разрабатывает макеты страниц, концепции фотосессий. В других компаниях, которые занимаются реализацией товаров и услуг, арт-директор делает проекты рекламных кампаний, следит за соблюдением стиля компании, представляет новые продукты.

В общих чертах должностная инструкция креативного руководителя включает организацию, планирование и контроль деятельности предприятия при осуществлении определенного творческого проекта, производстве продукта или предоставлении услуги, разработку планов рекламных кампаний и арт-мероприятий.

Беседа с Эркеном Кагаровым о работе арт-директора (о таланте, страсти к профессии):

Функции арт-директора

Арт-директор — не просто руководитель. Этот специалист часто совмещает функции управленца, PR-, контент-менеджера, дизайнера, администратора. На должности руководителя креативного отдела приходится заниматься не только искусством и самореализацией — в обязанности входит ответственная организаторская работа.

Задачи арт-директора

Сферы занятости специалистов отличаются, но можно выявить общие задачи, которые решают как в рекламных агентствах, так и в издательствах или других компаниях:

  • анализ рынка;
  • создание макетов, эскизов;
  • авторский надзор проектов;
  • оформление презентаций;
  • участие в тендерах;
  • взаимодействие с партнерами;
  • разработка рекламной кампании;
  • создание креативной концепции проекта;
  • формирование стратегии и планирование продаж;
  • организация и контроль проведения фотосессий;
  • соблюдение дедлайнов при выполнении проекта.
Основной задачей креативного директора является правильное оформление проекта — привлекательное для потребителя, технически выполнимое, соответствующее требованиям заказчика и экономически выгодное.
Елена Шанович, арт-директор телеканала СТС
Елена Шанович — арт-директор телеканала СТС

В сферу обязанностей арт-руководителя входит управленческий учет, а вся его деятельность связана с командой партнеров и исполнителей — сотрудников нанимателя, участников мероприятий, дизайнеров и фотографов, заказчика.

Как стать арт-директором

Должность сложная и с большим разнообразием обязанностей, которые меняются в зависимости от области работы компании. Научиться профессии теоретически нельзя. Профессионализм можно наработать только опытом.

Алексей Ивановский, арт-директор сайта W-O-S говорит, что многие руководители получили образование, не связанное с их родом деятельности, но успешно работают. Учиться разрабатывать продукт и управлять творческим коллективом нужно в процессе. А Людвиг Быстроновский, арт-руководитель студии Артемия Лебедева, считает, что сейчас всё не так просто, как было лет 5-6 назад, когда люди попадали в профессию случайно.

Из-за того, что на российском рынке нет понимания, чем занимается арт-директор, нет и выбора образовательных программ. Но высшее образование управленцу необходимо.

Креативный директор студии Артемия Лебедева проводит параллель с Западом: в Европе и США арт-руководителей готовят целенаправленно и с учетом требований рынка труда. В обучающие программы входят:

  • дизайн;
  • искусство;
  • маркетинг;
  • бизнес-планирование;
  • PR.

Во время учебы студенты работают над реальными проектами. На такую модель обучения желательно ориентироваться и тем, кто хочет занять подобную должность в России.

Должен ли арт-директор знать всё лучше всех:

В каких вузах можно получить профессию

Факультетов, выпускающих дизайн-директоров, в России нет. В профессию приходят с факультетов культурологии, рекламы и PR, дизайна, станковой живописи, искусствоведения и даже маркетинга. Можно учиться на художника-декоратора, художника-костюмера, заниматься промышленным дизайном или скульптурой. Ведущие вузы — МГАХИ им. В. И. Сурикова, МГУП им. И. Федорова, ВГИК, МГХПА им. С. Г. Строганова.

Арт-директор digital-агентства PRO100 Ярослав Трегубов рассказал, что одних только художественных навыков в большинстве случаев будет недостаточно. Креативный директор должен уметь управлять коллективом и организовывать работу, разбираться в бизнес-планировании, а этому не учат в художественных вузах. Ключевые компетенции:

  • умение выстраивать все процессы с нуля;
  • создание комфортного микроклимата в коллективе;
  • навыки рекрутинга и пиара;
  • применение креативных методик;
  • анализ рынка, использование новых маркетинговых инструментов;
  • визуальная коммуникация и юзабилити.

Так что занять должность может либо специалист с дипломом художественного вуза и навыками руководителя, либо хороший менеджер с насмотренностью и пониманием конъюнктуры.

Какие курсы помогут стать арт-директором

Специализированные курсы — это способ повысить квалификацию, а не обучиться профессии с нуля. Профессионалы-практики учат студентов разрабатывать дизайн-концепции, управлять командой, защищать проекты перед заказчиком. Курсы подходят графическим и веб-дизайнерам, начинающим руководителям студия, менеджерам проектов.

Обучение и работа над собственным проектом под менторством профи длится около 2,5 месяцев. Средняя стоимость курсов на рынке — 30-50 тыс. руб. Есть возможность пройти пробный урок, чтобы познакомиться с преподавателем, оценить формат подачи материала и программу.

Вакансии в Москве

В столице открыто почти 150 вакансий для креативных директоров. Работодатели ищут дизайнеров упаковки и интерфейсов, руководителей отдела планирования и сопровождения мероприятий, менеджеров по продвижению, продуктовых дизайнеров. На Indeed размещено более 50-ти предложений в столице. Среди работодателей — рекламные и креативные агентства, клубы и рестораны, IT-компании.

Сколько зарабатывает арт-директор

По данным портала поиска работы SuperJob, арт-директор зарабатывает в Москве в среднем 125 тыс. рублей в агентствах, 115 тыс. рублей — в других компаниях. В Санкт-Петербурге доходы составляют 103 тыс. рублей и 94 тыс. рублей соответственно.

Ассоциация Интерактивных Агентств (АИА) совместно с аналитическим агентством AdIndex провела свое исследование зарплат в digital-сегменте. Выяснилось, что директор художественного/творческого отдела получает 106 тыс. рублей (медианная зарплата), старший креативный директор — 141 тыс. рублей. Разброс доходов у старших арт-руководителей — 95–220 тыс. рублей.

Такие разные арт-директора

Специалисты работают в киноиндустрии, ресторанном и рекламном бизнесе, издательствах и СМИ, event-агентствах и фэшн-индустрии. Без креативного директора не обойтись при создании единой концепции бренда, оформлении рекламы, организации выставок и мероприятий. На каждой позиции требования и задачи отличаются.

В отеле

Работодатели, которые ищут креативного директора в отель или гостиницу, обычно публикуют такой ориентировочный список обязанностей:

  • планирование, организация и обеспечение развлекательных мероприятий для гостей;
  • продвижение продуктов event-сектора и команды аниматоров;
  • ведение важных мероприятий в качестве ведущего;
  • подбор кадров, контроль графика службы анимации.

Также специалист обеспечивает фото-, видео-отчетность мероприятий, отвечает за подготовку пост-презентаций, ведет внутренний документооборот по арт-проектам.

Логист и арт-директор

В компаниях, которые занимаются логистикой, арт-директор требуется, когда нужно разработать логотип или бренд-бук, организовать мероприятие или выпустить нетипичный продукт. Это, скорее, проектная работа. Большинству компаний, не связанных с рекламой и разработкой творческих проектов, такой специалист в штате не нужен.

Арт-директор ресторана

В ресторанах и клубах руководитель данного профиля организовывает мероприятия, общается с прессой и артистами, готовит пресс-релизы. На небольших концертных площадках всем занимается один человек, в больших клубах специалист выполняет в основном менеджерские обязанности.

Глеб Лисичкин
Бывший арт-директор клуба «Мастерская» Глеб Лисичкин

Глеб рассказывает, что занимался составлением программы и контролировал пиар-активность вокруг событий. Остальная часть работы — техническая. Нужно было проводить переговоры с партнерами, составлять гонорарные ведомости, обсуждать технический райдер, заказывать дизайн афиш (а иногда еще и рисовать его), отвечать на письма.

Отзывы графических дизайнеров

1. Евгений Бородин, арт-директор студии «Бренда»

Евгений Бородин

Считает, что профессия будет оставаться востребованной, особенно в рекламе. Сегодня стандартная реклама не работает, поэтому нужно идти к дизайнеру, который сделает продающую визуализацию. Арт-директор на ступень выше, этот специалист является начальником творческого или художественного отдела целого медиа-проекта.

2. Дмитрий Глазырин, известный CGI-специалист (англ. CGI — «изображения, сгенерированные компьютером»)

Дмитрий Глазырин

Рассказал в интервью SkillBox, что карьерный путь, который приведет к позиции креативного директора может быть разным. Он рекомендует начать работать в большой рекламной компании, чтобы создать портфолио и получить опыт. Специалист тем ценнее (и тем проще ему самому найти работу), чем больше знает в смежных областях — рекламе, дизайне, графике, IT.

Как проверить себя, есть ли шанс стать арт-директором:

Креативный директор — топ-менеджер, творческий человек с лидерскими качествами. Специалисту нужно постоянно развиваться, быть универсальным, постоянно мониторить происходящее в своей сфере деятельности.

Как зарабатывают на сайтах 4 миллиона рублей в месяц

Похожие статьи
Оставить отзыв
Наверх