Как оформить самозанятость: способы и особенности регистрации
Большая часть самозанятого населения РФ до 2019 г. не была оформлена официально. Основные причины этого – сложность процедуры регистрации в Инспекции Федеральной налоговой службы России (ИФНС), необходимость сдавать отчетность и уплачивать большие налоги. С января 2019 г. в силу вступили изменения в законодательство, касающиеся самозанятых граждан РФ и подразумевающие получение такого статуса физическими лицами, а также ИП. Мы изучили новый закон и разобрались, как оформить самозанятость.
Содержание
Кто может получить статус самозанятого
С 2019 г. граждане России, работающие «на себя», могут оформиться как самозанятые и платить налоги по новому режиму. Об этом говорит Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ. Сколько будет составлять налог, зависит от того, кому услуги оказываются. Если это физлицо – 4%, юрлицо – 6% от получаемого дохода. Описываемый режим объявлен экспериментальным и действует только в республике Татарстан, Москве, Московской и Калужской областях. Налоги по новому режиму уплачивают:
- специалисты в индустрии красоты (мастер маникюра, парикмахер, косметолог);
- няни;
- сиделки;
- репетиторы;
- таксисты;
- швеи;
- уборщики;
- фрилансеры;
- производители и по совместительству продавцы продуктов питания (тортов, молочных изделий).
Это далеко не исчерпывающий список специальностей, которые можно официально оформить по новому закону. У всех имеются общие черты:
- нет необходимости приобретать лицензию на осуществление деятельности;
- выездной характер работы;
- возможность удаленного сотрудничества;
- отсутствие одного постоянного работодателя.
Читайте также: “5 самых прибыльных идей бизнеса для самозанятых: выбирайте и начинайте зарабатывать!”
Статус самозанятого человека недоступен следующим категориям населения:
- госслужащим;
- лицам, работающим в муниципальных компаниях;
- нотариусам;
- адвокатам;
- оценщикам;
- медиаторам;
- арбитражным управляющим.
Для оформления самозанятости необходимо подать заявление для получения нового статуса и соответствовать следующим критериям:
- осуществление деятельности в регионе проведения эксперимента;
- отсутствие наемных работников по трудовым договорам;
- ежегодный доход не превышает 2,4 млн руб. (его обязательно нужно подтвердить).
Лицо, получившее статус самозанятого, в случае необходимости сможет беспрепятственно:
- оформить кредит;
- получить пособие (часто требуется справка о доходах);
- усыновить ребенка;
- встать на учет на получение жилья.
Юридическим лицам гораздо проще работать с самозанятыми, чем с физическими лицами. Трудоустройство в этом случае не требуется. Не придется принимать сотрудника на работу. Он просто оказывает необходимую услугу и получает за нее плату. Юрлицу достаточно заключить договор и получить чек на оплату, избегая большого количества бумажной волокиты, как при обычном найме сотрудников.
Работодатели после вступления в силу нового налогового режима не только не спешат принять на работу новых сотрудников, но и рассматривают варианты перевести рабочего в статус самозанятого, с которым заключается договор ГПХ. Такой перевод позволяет юрлицам существенно экономить на налогах и взносах. Им остается только нанять самозанятого и оплатить стоимость его услуг.
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ
Что нужно для оформления
Первый этап оформления самозанятости подразумевает подготовку необходимой документации. Потребуется пакет документов:
- паспорт;
- выписка из единого государственного реестра (ЕГРП) о том, что заявитель не оформлен в качестве индивидуального предпринимателя;
- заявление.
В заключение нужно представить идентификационный код налогоплательщика.
В нем указываются личные данные и сведения об осуществляемой деятельности. При открытии самозанятости нужно уточнить у сотрудников налоговой службы, относится ли осуществляемая деятельность к периоду налоговых каникул. В этом случае будет применяться нулевая ставка.
До принятия закона нужно было получить патент, сейчас постановка на учет значительно упростилась.
Приказ ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-14/270@
Где можно оформить статус
Оформление возможно только в регионе, относящемся к местам проведения эксперимента. Физическое место проживания резидента роли не играет. Получить статус самозанятого можно непосредственно в налоговой службе, а также онлайн на ее сайте. Подать заявление можно следующими способами:
- Личное посещение налоговой, где потребуется заполнить бланк и передать все подготовленные документы инспектору, который поставит на них печать;
- Скачивание заявления на сайте ФНС, его заполнение и отправка заказным письмом в налоговую.
- Заполнение заявления онлайн на веб-сервисе ФНС, прикрепление отсканированных документов.
- Использование специального приложения «Мой налог» для девайсов, где нужно зарегистрироваться, заполнить запрашиваемые данные и прикрепить отсканированные документы.
- Через портал государственных услуг.
- При обращении в МФЦ.
Также возможно оформление через доверенное лицо. В этом случае представитель должно представить доверенность, заверенную у нотариуса.
После регистрации гражданин получает официальное разрешение на ведение выбранного им вида деятельности в определенном регионе. Как открыть самозанятость, подробно в видео:
Регистрация статуса
Зарегистрироваться самозанятым просто. После подачи заявления и всех документов гражданин уплачивает необходимые взносы и налоговые сборы. Затем ему будет присвоен новый статус. Однако имеются некоторые нюансы его оформления, зависящие от наличия или отсутствия ИП, осуществляемой деятельности, а также способа регистрации.
Без ИП
Самозанятому гражданину не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Он будет платить налоги по новой схеме, разработанной специально для самозанятых.
Если гражданин уже оформлен как ИП, нет необходимости закрывать его. Требуется лишь подача в ФНС дополнительного заявления о том, чтобы сменить налоговый режим. Совмещение двух режимов запрещено.
Арендодателям
Для тех людей, которые получают доход от сдачи недвижимости, новый статус налогоплательщика является выгодным. Если ранее нужно было платить налог в размере 13% от доходов, то с 2019 г. он составляет всего 4%. При уплате налогов по сниженной ставке нужно представить договор аренды. Оформив себя как самозанятого, арендодатель выходит из «тени» и становится добросовестным налогоплательщиком.
Через Госуслуги
Способ доступен только для регионов, где проводится эксперимент. Регистрация на Госуслугах подразумевает заполнение формы личными данными и подтверждение учетной записи через МФЦ. После этого можно использовать все услуги портала, в том числе оформлять самозанятость. Для этого подается заявление, к которому прилагаются отсканированные документы. Проверить статус самозанятого можно через личный кабинет или электронную почту (должно прийти уведомление).
Через МФЦ
Необходимо лично прийти в центр либо направить доверенное лицо. Сотрудники организации предоставят бланк заявления, который необходимо заполнить. Поданные гражданином документы будут отсканированы и направлены в ФНС. Чтобы узнать результаты присвоения нового статуса, можно снова прийти в МФЦ либо уточнить их другим методом, который был указан при составлении заявления.
Как прекратить действие нового налогового режима
Если нужно закрыть самозанятость, то достаточно написать заявление в ФНС о снятии с учета. Также возможно снятие с гражданина статуса самозанятого самой налоговой, если его доход стал превышать 2,4 млн руб. или обнаружено иное несоответствие требованиям закона.
Насколько выгодны для самозанятых условия проводимого в 2019 г. эксперимента, зависит от суммы дохода и многих других факторов. Оформить новый статус и отчитываться самозанятым очень просто. Все сведения в налоговую можно отправлять через мобильное приложение. Не менее очевидна и выгода юридических лиц при работе с самозанятыми. Такие отношения позволяют первым экономить на затратах, связанных с оформлением сотрудника в штат.