Моушн-дизайн: каковы перспективы развития и можно ли заработать в этой сфере

Моушн-дизайн — относительно новое для России направление. Специалистов немного, а профиль востребован: без моушн-дизайнеров не обходится ни один телеканал, видеопроизводство или киностудия.

Моушн-дизайн — что это?

Motion graphics (графика движения, анимационный дизайн, моушн-дизайн) — это движущаяся компьютерная графика. Статический кадр, который начинает двигаться, становится графической анимацией. Как только в этом появляется дополнительный смысл (но не полноценный сюжет), можно говорить о моушн-дизайне.

Экспериментальные приемы графики появились в 40-х гг. прошлого столетия. Но первым признанным мастером можно считать режиссера Сола Басса, который популяризовал моушн-дизайн в кино в 60-х гг. Одна из самых известных его работа — титры к фильму Отто Премингера «Человек с золотой рукой», где из белых полосок на экране складывается рука.

Где используется моушн-дизайн

Создание графики движения до повсеместного распространения компьютеров и интернета было трудоемким и дорогостоящим процессом. С начала 2000-х гг. моушн-дизайн уже занял место в киноиндустрии, а с 2010-х появился в маркетинге и медиа. Сейчас анимации используются везде, где производится контент.

Области применения моушн-дизайна:

  1. Киноиндустрия и телевидение. Анимационная графика появляется в титрах, заставках, оформлении программ, используется при производстве трейлеров и тизеров.
  2. Медиа. Обучающие, новостные, развлекательные порталы часто используют графику движения для создания коротких роликов.
  3. Реклама на телевидении и в интернете, нативная реклама в виде инфографики с анимацией.
  4. Бизнес. Презентации и инфографика для сайтов, представления продуктов, конференций, встреч с бизнес-партнерами.
  5. Образование. С помощью графики можно представлять информацию, объяснять сложные понятия.
  6. Индустрия развлечений. Сюда относятся стриминговые сервисы, игры, развлекательные видеоролики.

Анимационная графика — один из самых быстрорастущих каналов маркетинга. Это хороший способ вовлечения в контент, а для бизнеса— возможность представить ключевые идеи и ценности, донести рекламное сообщение до аудитории.

Моушн-дизайнер — что это за профессия

Моушн-дизайнер создает анимированную графику. Часто проводят параллель между такими специалистами и аниматорами, потому что мультипликацию делают с помощью тех же программ и правил, или художниками по спецэффектам, которые работают в киноиндустрии. Грань очень тонкая.

Начальник отдела студии телевизионного дизайна Vizart Илья Остриков рассказал, как определить, является ли продукт творением моушн-дизайнера. Если в кадре находится персонаж (это может быть человек, животное или одушевленный объект), который сам себя представляет, то это анимация или мультипликация. Если же предмет неодушевлен и двигается, то это область моушн-дизайна.

Дизайнер графики движения — узкопрофильный специалист с широким набором навыков. Суть анимации состоит в соединении текста, видео и аудио, так что дизайнер должен разбираться в указанных трех категориях.

Что должен знать моушн-дизайнер

Алекс Мальцев, дизайнер и композитор на телевидении, совладелец и организатор студии Baker Team, говорит, что моушн-дизайнер должен разбираться в композиции, графическом дизайне, теории цвета и программировании.

Редактор «Нетологии» Светлана Шаповалова добавляет, что необходимо знать типографику и основы сценарного искусства.

Основы анимации

Для начала достаточно изучить основные принципы анимации. Их вывели аниматоры Disney Фрэнк Томас и Олли Джонсон в книге «Иллюзия жизни: анимация Диснея». Принципы изначально были предназначены для традиционной рисованной анимации, но практика показывает, что они актуальны и для компьютерной.

Теория важна, но моушн-дизайнер должен уметь применять принципы анимации на практике. Нужно смотреть на чужие работы и стараться их повторить. Даже опытный специалист не начнет работу без примеров и вспомогательных изображений, ведь их наличие очень упрощает процесс создания анимации.

Программы

Чтобы создавать моушн-проекты, нужно специальное ПО. Дизайнер графики движения использует в своей работе как базовые дизайнерские инструменты, так и узкоспециализированные:

  • Adobe Photoshop для создания gif, объединения изображений, редактирования текстур, наложения покадровой анимации, отрисовки кадров;
  • Adobe Illustrator для работы с векторными изображениями;
  • After Effects для UX/UI-дизайна, персонажной анимации, отслеживания движения, удаления объектов, кинетической типографики, анимационных слайд-шоу, наложения визуальных эффектов;
  • Premiere Pro — редактор видеомонтажа для склейки роликов, добавления звука и визуальных эффектов;
  • Cinema 4D — 3D-редактор с широкими возможностями;
  • Adobe Animate, Moho или другой инструмент покадровой анимации.

Это базовый список, но пригодятся и другие программы для обработки видео (Apple Motion, Nuke, Autodesk Combustion), инструменты для создания анимации и трехмерной графики (Blender, Autodesk Maya, LightWave 3D).

3D и основы VFX

Специалист должен уметь выстраивать работу над анимацией, создавать 2D и 3D-эффекты с помощью стандартных средств и плагинов ПО пакета Creative Cloud, работать с Cinema4D.

Основные понятия, связанные с VFX (визуальными эффектами), можно изучить по видеороликам (например, на обучающем YouTube-канале RocketJump Film School) и книгам самостоятельно, но практиковаться лучше под руководством опытного специалиста.

Как стать моушн-дизайнером: курсы

Профессия моушн-дизайнера новая на российском рынке труда. Стандартных требований нет, так и нет специализированных программ обучения в классических университетах. Так что каждый дизайнер графики движения в буквальном смысле создает себя сам.

Онлайн-курсы для моушн-дизайнеров длятся от нескольких месяцев до 2 лет. Обучение предполагает комплексную подготовку: студенты учатся применять принципы графического дизайна на практике, создавать тематические и информационные ролики, работать с видеопроектами.

По окончании курса каждый формирует свое портфолио с 1-3 проектами (в зависимости от активности и длительности обучения). Иногда предлагается стажировка, трудоустройство или помощь в подготовке резюме.

Можно проходить отдельные курсы по направлениям моушн-дизайна и программам для создания анимации. Например, есть программы подготовки художников по компьютерной графике (VFX), обучение видеомонтажу в Premiere Pro, Adobe Illustrator и т.д. Это более глубокое обучение конкретному инструменту.

Можно ли научиться самостоятельно: где найти уроки

Алекс Мальцев, совладелец дизайн-студии Baker Team, рекомендует новичкам изучить тонкости композиции по книге Ольги Голубевой («Основы композиции») и особенности работы с цветом по учебнику Джеймса Гарни (Color and Light).

Нужно знать инструменты для создания графики, но сейчас различного ПО так много, что рекомендовать что-то конкретное сложно.

Можно осваивать моушн-дизайн пошагово самостоятельно: от теории по книгам и публикациям профи до практики в специализированных программах, опираясь на пошаговые уроки. Есть бесплатные курсы, но они, как правило, плохо структурированные и поверхностные. Стоящие обучающие программы можно найти в англоязычном интернете. Это, например, лекции Hack Design от специалистов Google, Techcrunch, Facebook.

Если пытаться самостоятельно получить нужные навыки в этой динамичной отрасли, можно просто не успеть за изменяющимися трендами, поэтому лучше все-таки учиться у профессионалов.

Где искать вакансии

Каналы поиска работы для моушн-дизайнера стандартные — это преимущественно сайты поиска работы и социальные сети. Также желательно посещать профильные мероприятия (семинары, конференции). Это не только способ повысить квалификацию и узнать последние тренды отрасли, но и возможность завести полезные знакомства и поучаствовать в ярмарке вакансий.

Павел Штылер, автор сообщества платформы Behance Russia, считает самым важным для начинающих моушн-дизайнеров коммуникацию в профессиональных сообществах. На Facebook можно найти потенциальных коллег и заказчиков. Найти клиентов можно на фриланс-биржах, но следует обновлять свое портфолио и проявлять активность.

Зарплата моушн-дизайнера

Согласно данным  HR-агрегатора Trud.com, средняя зарплата моушн-дизайнера в России составляет 56250 руб. На HeadHunter работодатели предлагают дизайнерам графики движения 35-40 тыс. руб. в Москве на позиции Junior, специалисты среднего уровня получают от 60 тыс. руб. в месяц, Senior — от 80-100 тыс. руб.

О перспективах в моушн-дизайне рассказывают в этом видео:

Шеф-дизайнер Vizart Илья Остриков считает, что сейчас начать занимать моушн-дизайном проще, чем несколько лет назад, потому что информация стала доступнее. Достаточно иметь внутреннюю мотивацию и желание, чтобы стать хорошим моушн-дизайнером.

Похожие статьи
Оставить отзыв
Наверх